Есть в нынешнем Таллине, в бывшем императорском ангаре для стоянки и хранения гидросамолётов, весьма необычный музей – находящаяся там на сухом хранении подводная лодка имени средневекового национального героя «гордых» эстов «Лембит», неотъемлемая часть постоянной музейной экспозиции Морского музея Эстонии.
История
А началась непростая история «Лембита» ещё в довоенное время, когда в июле 1936 года он был торжественно спущен на воду со стапелей британской судоверфи Vikers Armstrong Ltd в Барроу.
Ещё несколько месяцев достройки и технических испытаний, и в мае 1937 года «Лембит» проекта «Калев» вошёл в состав ВМС буржуазной Эстонии, однако за всё время нахождения в составе военного флота этой страны он ни разу не использовался по своему прямому назначению и боевых задач по установке мин не выполнял, всё время находясь на стоянке в таллиннской бухте.
Кстати, первым боевым кораблём довоенной Эстонии под тем же именем была канонерка «Бобр» из состава Русского Императорского флота, после злоключений Первой мировой войны и послереволюционного времени включённая в эстонские военно-морские силы и остававшаяся в них под новым именем «Лембит» до 1927 года, когда её отправили на слом.
После появления на политической карте мира в 1940 году Эстонской ССР новый подводный минный заградитель «Лембит» был введён в состав боевых кораблей прославленного Балтийского флота советской России, после чего националистически настроенные эстонские офицеры покинули экипаж, а те, кто победнее и попроще, старшины групп мотористов, торпедистов, электриков и трюмных были приведены к присяге. Кораблю же оставили прежнее название.
А первый поход «Лембита» в море с обновлённым экипажем состоялся уже через семь месяцев, в апреле 1941 года – тогда был осуществлён переход на русскую ещё дореволюционную, а тогда уже советскую военно-морскую базу в Либаве, где новый экипаж судна и застала Великая Отечественная война – по понятным причинам военно-морская база в Либаве стала одной из приоритетных целей массированных авианалётов немецких «Люфтваффе» в Прибалтике с самого раннего утра первого дня войны. Тем же днём «Лембит» был отправлен в Рижский залив, затем ушёл в Кронштадт на докование и переоснащение торпедами нового типа, после чего началась его долгая история боевых дежурств у финского берега, продолжавшаяся до середины апреля 1945 года, когда видавший виды экипаж с честью завершил свой последний, седьмой по счёту, боевой поход, а «Лембит» наконец-то пришвартовался в финском Турку и встал на ремонт, и там же встретил известие о Победе.
Особенно тяжёлым был четвёртый выход «Лембита» на боевое дежурство в 1942 году – тогда он сильно пострадал из-за ответной атаки немецких сторожевиков в Финском заливе, причём на борту судна имел место взрыв водорода, скопившегося в результате зарядки батарей в одной из аккумуляторных ям, вследствие чего были ранены и контужены несколько членов экипажа, возник большой пожар, который в итоге удалось ликвидировать. По возвращении на базу все участники этих драматических событий, все 37 человек тогдашнего личного состава лодки, были награждены боевыми орденами – орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.
Ещё один немаловажный факт из истории этой боевой подлодки и её экипажа – 6 марта 1945 года, за две недели до выхода в последний боевой поход, основательно потрёпанный за годы войны «Лембит» был награжден командованием Балтфлота Орденом Красного Знамени.
24 июня 1945 года лембитовцы-орденоносцы С.М. Корниенко и Н.И. Шеханин участвовали в легендарном Параде Победы в Москве.
Затем для «Лембита» настало время давно заслуженного отдыха – в 1946 году это судно стало учебным.
В конце 1950-х «Лембит» был передан в аренду горьковскому заводу «Красное Сормово», а в 1979 году его снова перевели на место прежней стоянки – в столицу советской Эстонии.
А после ремонта в 1985 году «Лембиту» был присвоен статус филиала Музея Балтфлота в нынешнем престижном таллиннском районе Пирита. Торжественное открытие музея лодки состоялось 5 мая 1985 года.
Современный статус субмарины – музейный корабль.
Экипаж
В составе ВМС Эстонии – 32 человека (из них четыре офицера);
В составе Краснознамённого Балтфлота – 38 человек (из них семь офицеров).
Командиры: капитан 1-го ранга В.А. Полещук (X.1940 – IX.1941), старпом (VII.1941 – IX.1941), затем командир – А.М. Матиясевич (IX.1941 – III.1946), автор воспоминаний «В глубинах Балтики», его воинское звание на этот период не установлено.
Характеристики и чертежи
Основные технические характеристики, водоизмещение и размеры подлодки «Лембит» постройки 1936 года:
- Скорость, в надводном положении – 13,5 узлов; то же, под водой – 8,5 узлов.
- Глубина погружения, рабочая – 70 м, предельная – 90 м.
- Водоизмещение, тонны –
- В надводном положении – 665;
- В подводном положении – 853,4.
Максимальные размеры и средняя осадка корпуса, метры –
- Длина – 59,5;
- Ширина – 7,24;
- Осадка– 3,5.
Подводная лодка «Лембит» сегодня – музей
Когда-то числившаяся в реестре боевых кораблей независимой Эстонии за №1 бывшая советская субмарина «Лембит», теперь одна из двух эстонских субмарин (вторая – однотипный «Калев») во всей недолгой истории мореходства Эстонии, является филиалом Морского музея Эстонской Республики в Таллине и одной из немногих сохранившихся подлодок этого класса в мире 1930-х – 1940-х годов.
Отличительной особенностью этого экспоната, безусловной гордости упомянутого музея, является то, что в его внутренности посетители музея попадают непосредственно через штатный торпедозагрузочный люк в первом отсеке, тогда как в абсолютном большинстве экспонатов такого рода, то есть в аналогичных лодках-музеях в других странах мира, для экскурсантов специально проделаны отдельные входы.