Подводная лодка «Лембит» в Таллине

Подводная лодка «Лембит» в Таллине

Подводная лодка «Лембит» в Таллине
24 января 2020

Есть в нынешнем Таллине, в бывшем императорском ангаре для стоянки и хранения гидросамолётов, весьма необычный музей – находящаяся там на сухом хранении подводная лодка имени средневекового национального героя «гордых» эстов «Лембит», неотъемлемая часть постоянной музейной экспозиции Морского музея Эстонии.

История

А началась непростая история «Лембита» ещё в довоенное время, когда в июле 1936 года он был торжественно спущен на воду со стапелей британской судоверфи Vikers Armstrong Ltd в Барроу.

Ещё несколько месяцев достройки и технических испытаний, и в мае 1937 года «Лембит» проекта «Калев» вошёл в состав ВМС буржуазной Эстонии, однако за всё время нахождения в составе военного флота этой страны он ни разу не использовался по своему прямому назначению и боевых задач по установке мин не выполнял, всё время находясь на стоянке в таллиннской бухте.

Подводная лодка «Лембит» в Таллине

Кстати, первым боевым кораблём довоенной Эстонии под тем же именем была канонерка «Бобр» из состава Русского Императорского флота, после злоключений Первой мировой войны и послереволюционного времени включённая в эстонские военно-морские силы и остававшаяся в них под новым именем «Лембит» до 1927 года, когда её отправили на слом.

После появления на политической карте мира в 1940 году Эстонской ССР новый подводный минный заградитель «Лембит» был введён в состав боевых кораблей прославленного Балтийского флота советской России, после чего националистически настроенные эстонские офицеры покинули экипаж, а те, кто победнее и попроще, старшины групп мотористов, торпедистов, электриков и трюмных были приведены к присяге. Кораблю же оставили прежнее название.

Подводная лодка «Лембит» в Таллине

А первый поход «Лембита» в море с обновлённым экипажем состоялся уже через семь месяцев, в апреле 1941 года – тогда был осуществлён переход на русскую ещё дореволюционную, а тогда уже советскую военно-морскую базу в Либаве, где новый экипаж судна и застала Великая Отечественная война – по понятным причинам военно-морская база в Либаве стала одной из приоритетных целей массированных авианалётов немецких «Люфтваффе» в Прибалтике с самого раннего утра первого дня войны. Тем же днём «Лембит» был отправлен в Рижский залив, затем ушёл в Кронштадт на докование и переоснащение торпедами нового типа, после чего началась его долгая история боевых дежурств у финского берега, продолжавшаяся до середины апреля 1945 года, когда видавший виды экипаж с честью завершил свой последний, седьмой по счёту, боевой поход, а «Лембит» наконец-то пришвартовался в финском Турку и встал на ремонт, и там же встретил известие о Победе.

Подводная лодка «Лембит» в Таллине

Особенно тяжёлым был четвёртый выход «Лембита» на боевое дежурство в 1942 году – тогда он сильно пострадал из-за ответной атаки немецких сторожевиков в Финском заливе, причём на борту судна имел место взрыв водорода, скопившегося в результате зарядки батарей в одной из аккумуляторных ям, вследствие чего были ранены и контужены несколько членов экипажа, возник большой пожар, который в итоге удалось ликвидировать. По возвращении на базу все участники этих драматических событий, все 37 человек тогдашнего личного состава лодки, были награждены боевыми орденами – орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Подводная лодка «Лембит» в Таллине

Ещё один немаловажный факт из истории этой боевой подлодки и её экипажа – 6 марта 1945 года, за две недели до выхода в последний боевой поход, основательно потрёпанный за годы войны «Лембит» был награжден командованием Балтфлота Орденом Красного Знамени.

24 июня 1945 года лембитовцы-орденоносцы С.М. Корниенко и Н.И. Шеханин участвовали в легендарном Параде Победы в Москве.

Затем для «Лембита» настало время давно заслуженного отдыха – в 1946 году это судно стало учебным.

В конце 1950-х «Лембит» был передан в аренду горьковскому заводу «Красное Сормово», а в 1979 году его снова перевели на место прежней стоянки – в столицу советской Эстонии.

А после ремонта в 1985 году «Лембиту» был присвоен статус филиала Музея Балтфлота в нынешнем престижном таллиннском районе Пирита. Торжественное открытие музея лодки состоялось 5 мая 1985 года.

Современный статус субмарины – музейный корабль.

Экипаж

В составе ВМС Эстонии – 32 человека (из них четыре офицера);

В составе Краснознамённого Балтфлота – 38 человек (из них семь офицеров).

Командиры: капитан 1-го ранга В.А. Полещук (X.1940 – IX.1941), старпом (VII.1941 – IX.1941), затем командир – А.М. Матиясевич (IX.1941 – III.1946), автор воспоминаний «В глубинах Балтики», его воинское звание на этот период не установлено.

Экипаж

Характеристики и чертежи

Основные технические характеристики, водоизмещение и размеры подлодки «Лембит» постройки 1936 года:

  • Скорость, в надводном положении – 13,5 узлов; то же, под водой – 8,5 узлов.
  • Глубина погружения, рабочая – 70 м, предельная – 90 м.
  • Водоизмещение, тонны –
  • В надводном положении – 665;
  • В подводном положении – 853,4.

Максимальные размеры и средняя осадка корпуса, метры –

  • Длина – 59,5;
  • Ширина – 7,24;
  • Осадка– 3,5.

Характеристики и чертежи

Подводная лодка «Лембит» сегодня – музей

Когда-то числившаяся в реестре боевых кораблей независимой Эстонии за №1 бывшая советская субмарина «Лембит», теперь одна из двух эстонских субмарин (вторая – однотипный «Калев») во всей недолгой истории мореходства Эстонии, является филиалом Морского музея Эстонской Республики в Таллине и одной из немногих сохранившихся подлодок этого класса в мире 1930-х – 1940-х годов.

Подводная лодка «Лембит» сегодня

Отличительной особенностью этого экспоната, безусловной гордости упомянутого музея, является то, что в его внутренности посетители музея попадают непосредственно через штатный торпедозагрузочный люк в первом отсеке, тогда как в абсолютном большинстве экспонатов такого рода, то есть в аналогичных лодках-музеях в других странах мира, для экскурсантов специально проделаны отдельные входы.

Подводная лодка «Лембит» сегодня

Подводная лодка «Лембит» сегодня

Подводная лодка «Лембит» сегодня

Подводная лодка «Лембит» сегодня

Подводная лодка «Лембит» сегодня

Это интересно

Тартуский музей игрушек Музеи
0 комментариев

Научный центр “AHHAA” в Тарту Музеи
0 комментариев